Специалисты МБДОУ детского сада № 11 «Светлячок» "Твори добро!"
Формирование слухового восприятия, внимания и памяти у детей с нарушениями речиДошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия: Физический слух – наиболее элементарный уровень слуховой функции. Благодаря ему мы слышим различные звуки окружающего нас мира, которые глухие люди не слышат. Неречевой слух открывает возможность различать всевозможные природные, предметные и музыкальные шумы. Речевой слух – более высокого уровня, чем физический слух: это уровень фонетики. Такой слух можно обозначить и как фонетический. Можно иметь замечательный музыкальный слух и очень плохой речевой, то есть плохо понимать речь. Фонематический слух – наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. При недостаточности фонематического слуха фонемы смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. В результате слышимая речь плохо воспринимается. Фонематический слух базируется на способности различать неречевые (природные и предметные) шумы. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. [2] Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка. [1] В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ. Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия)». [2] Развитие слухового восприятия у ребенка дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что важно в процессе познавательного развития ребенка. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. [1] Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления источника звука (его локализация), помогает ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. [2] На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. [1] Умение сосредоточиться на звуке (акустическое или слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Развитие слухового внимания идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов. [2] УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ [3] 1. Что звучало? Демонстрируем ребенку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т.п. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и определяет на слух, что звучало. Если у вас нет подобных инструментов, можно заменить их, к примеру, стаканом, чашкой, чайником и постучать по ним ложкой. Главное, чтобы ребенок установил разницу в звучании. 2. Где звучало? Возьмите колокольчик, погремушку или любую другую звучащую игрушку. Ребенок сидит с закрытыми глазами, а вы звените, например, колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над ним. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда исходит звук. 3. Слушай и делай. Взрослый дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними левую руку», «Встань лицом к двери и поставь руки на пояс», «Положи правую руку на пояс, а левую на голову» и так далее. 4. Послушай и повтори. Взрослый шепотом за экраном произносит слова по теме, ребенок вслух повторяет их. 5. Хлопни, как я. Взрослый производит по 3, 4, 5 хлопков с разным набором пауз, а ребенок повторяет за ним. 6. Делай, как скажу, а не как покажу. Взрослый говорит одно, а делает другое. Ребенок выполняет то, что говорит ему взрослый. 7. Будь внимателен. Взрослый дает ребенку 2-3 поручения (например, «Возьми игрушку, положи ее в коробку, из коробки достань мишку и зайку. Мишку поставь на стол, а зайку - под стол»). При выполнении этих заданий внимание ребенка обращается на употребление предлогов. 8. Дятел. Взрослый отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями. 9. Определи на слух самое короткое слово. Строитель, каменщик, дом, стекольщик. Сосулька, оттепель, май, проталина. Доченька, дочурка, дочь, дочка. Роза, подснежник, мак, ландыш. 10. Определи на слух какое слово самое длинное. Дом, груз, винт, экскаватор, кран, склад. Бомба, пуля, граната, мина. Медвежонок, ежонок. 11. Какие пары слов похожи по звучанию? Дом - изба, весна - десна, лопата - грабли, посадка - насадка. 12. Определи на слух. Взрослый называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай. ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ 1. «Потерянные вещи» (с 5 лет) «В городе открылся стол находок. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая вещь потеряна, как она называется, какого она цвета, формы и т.д. Сегодня у нас открылся стол находок: посмотрите, какие вещи здесь». · Полностью описываются все признаки предмета; · не расслышал, что пропало, но оно круглое, красного цвета резиновое (мяч); · найти вещи, совпадающие с приметами имеющихся вещей только частично, дети решают, есть такая вещь или нет; · названы несущественные приметы: «потерялся теплый и красивый шарф». Можно ли по таким приметам найти вещь, (ведущий помогает задать уточняющие вопросы, затем по точным данным вещь находится). 2. «Будь внимателен к словам» (с 5 лет) Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображением дома, машины и др. предметные карточки. Ведущий читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили «свое» слово. 3. «Игра в кругу» (аналогична № 3) (с 5 лет) Если будет произнесено слово, обозначающее животное, дети должны присесть, если растение - поставить руки на пояс. 4. «Понимание текста» (с 6 лет) Диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». Ребенка спрашивают о порядке действий Сережи. 5. Двигательный диктант (по шагам) (с 5 лет) Например: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад. 6. «Нарисуй, не ошибись» (с 5 лет) Например: Нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. 7. «Расставь знаки» (с 6 лет) Например: «Обозначь на строке четыре точки». Поставь + от первой точки снизу, от второй - сверху, от третьей - справа, от четвертой - слева. Аналогично с двумя разными знаками (+ ; -). 8. «Проведи стрелку» (с 6 лет). Например: Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй вправо, от третьей влево, от четвертой вверх. Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях. Литература
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика) - wwwpedlib.ru
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Комплексная программа подготовки ребенка к школе. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. - 208 с.: ил. - (Серия «Уроки логопеда») 4. Никонова А.М. Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста - www.b17.ru 8 июня 2015 в 13:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.