Специалисты МБДОУ детского сада № 11 «Светлячок» "Твори добро!"
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКРодителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. И.М.Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике торию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика; 3) игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.; нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц; игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.; 4) изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д. Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома: а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей; б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки; в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями. В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению. 30 декабря 2014 в 10:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.