Специалисты МБДОУ детского сада № 11 «Светлячок» "Твори добро!"

Пальчиковая гимнастика

14 декабря [сб]

 Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров в коре головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

Пальчиковая гимнастика помогает ребенку сконцентрировать свое внимание и правильно его распределять, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка.

Выполняя упражнения и сопровождая их короткими стишками, ребенок совершенствует свою речь, ее темп и ритм. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. У малыша развивается воображение и фантазия.

Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Четко соблюдайте заданный ритм.

Пальчиковая гимнастика полезна не только детям с задержкой в развитии речи, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

 

С какого возраста можно выполнять пальчиковую гимнастику?

Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев.

Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

 

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарика из пластилина.

Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов.

В более старшем возрасте используют стихотворения, которые сопровождаются движениями кистей рук.

Инструкция:

1. Сначала все упражнения выполняются медленно.

2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой.

 

ПОМНИТЕ! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь не более 5 минут в день!


Пальчиковая гимнастика.

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

 

Флажок

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

 

Лодка

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

 

Пароход

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

 

Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

 

Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

 

Грабли

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

 


Цепочка

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.